с
т
а
т
и
с
т
и
к
а
Объем параллелепипеда (ФГОС, 5 кл.) PDF Печать E-mail
Математика
Автор: Admin   
31.01.2014 15:12

Учитель математики МБОУ СОШ № 20 имени Милевского Н.И.

Синицина Светлана Ивановна

Кущёвский район

Тема урока № 147: Объем параллелепипеда (5 класс)

Девиз урока: «Расскажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я пойму!»

Тип и особенности: урок открытия и изучения новых знаний через экспериментальную проверку, с помощью наблюдений. Урок в форме эвристической беседы.

Цели урока:

Образовательные: показать практическое применение теоретических знаний через рационализацию практических вычислений, повторение перевода единиц измерения и сочетательное свойство умножения.

Развивающие: формирование регуляторного опыта в процессе оценки и самооценки. Знакомство с методикой проведения экспериментальной работы.

Воспитательные: Проявлять инициативу в работе с группой, сотрудничать, развитие эстетического восприятия геометрических форм.

Оборудование: электронное пособие к учебнику «Математика. 5-6», проектор, компьютер, ИД, презентация, на каждой парте 2 картонные коробки (1. Красная - 2х3х5 см; 2. Зеленая – произвольного размера), емкости с сахарным песком и сахаром рафинадом (кубики 1х1 см), таблицы для самостоятельной работы, карточки со смайликами.

План проведения урока

Этапы урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые   УУД

Организационный

Определить цель занятия

На доске: дата и название темы: «Объем прямоугольного параллелепипеда»

Слайды 1-2

 

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Девиз урока: «Расскажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню,

дай мне действовать самому и я пойму!»

 

 

Включаются в деловой ритм урока.

Саморегуляция.

Рефлексия

Слайд 3

 

 

 

 

- Ребята в начале нашего урока выразите с помощью смайликов свое настроение.

Дети поднимают карточку со смайликом настроения.

Навыки рефлексии, умение выражать настроение

Актуализации знаний и умений

Развитие эстетического восприятия геометрических форм.

На интерактивной доске слайд с изображением различных геометрических тел.

Слайд 4

 

 

 

- Ребята, среди множества многогранников укажите прямоугольный параллелепипед.

- Назовите его ребра, грани, вершины

MK, TF, NP, SR, MN, NS, ST, MT, KP, PR, RF, KF

MNST, KPRF, MKPN, TFRS, MKFT, NPRS

M, N, S, T, K, P, R, F

Предметная рефлексия (повторение ранее изученного

Целеполагания

Формирование представления об определение объема, построение речевых конструкций

На столах учащихся открыт учебник с. 194 «Вы узнаете».

 

- Ребята, посмотрите в учебнике на странице 194 рубрику «Вы узнаете»

Читают в учебнике о необходимости измерения количества различных веществ: сыпучих и жидкостей.

Целеполагание, прогнозирование

Усвоение новых знаний.

Введение нового понятия

На столах учащихся лежат цветные картонные коробки разного размера, емкости с сахарным песком и сахаром рафинадом (кубики 1х1 см)

 

Слайд 5

 

 

 

 

-  Давайте посмотрим на коробки, которые лежат у вас на столах. Как вы думаете какая из них вместительнее?  Чтобы ответить на этот вопрос можно заполнить одну из коробок сахарным песком, а затем пересыпать  его в другую коробку и проверить весь ли песок в нее поместился и заполнил ли он ее полностью?

Насыпают сахарный песок из емкостей в одну из коробок, а затем пересыпают его в другую и делают выводы:

- Осталось свободное пространство в коробе

-  Не весь сахарный песок поместился в коробку

- Заполнил полностью

Наблюдение, опыт, выдвижение гипотезы, осознание целесообразности теоретических знаний через их применение в решение практических задач. Развитие навыка сотрудничества. Развитие самостоятельности., умения слушать и вступать в диалог. участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Однако как можно было по-другому определить вместимости коробок и сравнить их?

- Вы знаете единицы измерения длин и площадей. Назовите их.

 

 

-  А что же принято за единицу измерения объема? Давайте об этом узнаем из учебника с. 194.

- Запишите  в тетрадь и запомните единицы измерения объемов.

- Вместимость коробки зависит от ее размеров.

 

- Единицы измерения длины мм, см, дм, м, км

- Единицы измерения площади мм2, см2, дм2, м2, км2

Читают.

 

 

Записывают. Повторяют.

 

Слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8

- Ребята а кто знает в каких единицах измеряются объемы жидкостей (воды, молока, бензина)

- Обратите внимание на рубрику «В фокусе» с. 194

- Жидкость меряется литрами.

 

Дети читают.

- Одним из способов нахождения объема прямоугольного параллелепипеда является заполнение его кубиками с ребром 1 см.

Уложим на дно красной коробки слой кубиков сахара рафинада. Посчитайте сколько кубиков у вас ушло. А теперь заполните коробку полностью, сколько получилось слоев?

- Как можно посчитать сколько всего кубиков сахара рафинада поместилось в коробку?

-  Так  как объем одного кубика 1 см3, то объем 30 кубиков равен 30 см3.

- Какой мы можем сделать вывод?

- Повторим эксперимент. Заполните зеленую коробку кубиками сахара рафинада и вычислите ее объем.

- Что у вас получилось?

А теперь сформулируем правило.

 

 

 

 

Укладывают кубики на дно коробки.

- Ушло 6 кубиков.

- 5 слоев

 

- 2·3·5=30 кубиков

 

 

 

 

- Объем красной коробки равен 30 см3.

 

 

 

В зависимости от размеров коробок у детей получаются разные объемы.

 

Организация первичного закрепления

Установление логической связи между практическим действием и получившимся правилом

Слайд 9 с текстом задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебник с. 196 № 700(устно), 702, 704 (г)

 

Слайд 10

- Пользуясь сформулированным правилом нахождения объема прямоугольного параллелепипеда, решим задачи.

Задача 1. Найти объем прямоугольного параллелепипеда измерения которого 8мм, 12 мм, 15 мм.

Задача 2. Найти объем куба ребро которого 4 дм и выразить в мм3.

 

Текст задачи № 704 (г) читает учитель, интонируя голосом.

 

 

 

 

 

 

Один учащийся выходит к доске решает задачу, остальные работают в тетрадях.

Один учащийся выходит к доске решает задачу, остальные работают в тетрадях

При осмыслении текста делает акцент на разных единицах измерения и переводит их в единую систему.

Познавательная активность.  Формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задач. Умение структурировать знания осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Физминутка

 

Слайд 11

Раз - подняться – потянуться,

Два -согнуться – разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Дети повторяют движения за учителем.

Саморегуляция.

Организация первичного контроля

Выявления качества и уровня усвоения знаний и способов действий

Раздаточный материал (таблицы)

- Давайте проверим как работает сочетательное свойство умножения при нахождении объемов. Для этого заполним таблицу.

 

- Если вы правильно вычислили объемы то в строках объем у вас должен получиться один и тот же ответ.

Дежурные раздают таблицы. Учащиеся  вычисляют объем прямоугольного параллелепипеда.

Сдают на проверку заполненные таблицы.

Умение систематизировать знания с помощью таблицы. Контроль и оценка процесса и результата деятельности. выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Подведение итогов урока

Дать качественную оценку  работы класса и отдельных обучающихся

 

-  Что нового узнали на уроке?

- Какие существуют единицы измерения объемов?

- Как вычислить объем прямоугольного параллелепипеда?

- Что понравилось на уроке?

- Сегодня на уроке все работали хорошо, особенно хочется отметить некоторых учащихся.(выставление оценок)

 

Задание на дом

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

На слайде записано домашнее задание У: № 701, 704 (б,в), 708. ЭП: с. 195 ,слайд 12

лаборатория «Перевод величин»,  Проектная работа «Объем классной комнаты»

 

 

Планирование. Прогнозирование, самоопределение по выполнению домашнего задания. Формирование регулятивного опыта. Развитие умений формулировать вопросы.

Рефлексия

Сформировать рефлексивную самооценку деятельности на уроке

Слайд 13-14

-  Оцените свое отношение к уроку и насколько комфортно вы себя чувствовали на нем. Изобразите в зависимости от вашей самооценки в тетрадях один из вариантов смайликов.

Дети рисуют в тетрадях смайлик.

Навыки рефлексии, умение выражать настроение, анализировать его изменение в течение урока.

 

 

1. Поурочное тематическое планирование. 5 класс. /[Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.О Рослова, С.Б.Суворова].  – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.

2. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-6 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /[Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева, Л.О Рослова, С.Б.Суворова].  – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.

3. Математика.Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразоват.учреждений /Е.А.Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Сувороова и др.; изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. - 223 с.: ил. - (Академический школьный учебник) (Сферы)

4. Математика.Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажер. 5 класс. Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева и др. изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. – 127 с.

5.  Математика.Арифметика. Геометрия. Тетрадь-экзаменатор. 5 класс. Н.В. Сафонова. изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011. – 79 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Измерения прямоугольного параллелепипеда

Объем (мм3)

длина

ширина

высота

 

32 мм

15 мм

20 см

 

2 дм

3 см 2 мм

15 мм

 

1 см 5 мм

200 мм

32 мм

 

Обновлено 31.01.2014 15:48
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить